Применение сусального золота в декорировании предметов интерьера
Искусство золочения насчитывает несколько тысячелетий и развивалось во многих культурах мира. Первые упоминания о применении тончайших листов золота встречаются в документах, относящихся к периоду правления Южной и Северной династий Китая, что составляет около 1700 лет истории.
В Древнем Египте фараоны и высшие чиновники использовали сусальное золото для украшения саркофагов, масок и различных предметов быта. Носилки фараонов покрывали тонкой золотой фольгой, что создавало впечатление изделий из цельного золота при сохранении лёгкости конструкции.

В Европе золочение получило широкое распространение в эпоху Возрождения. Итальянские мастера совершенствовали техники нанесения как сусального, так и творёного золота, применяя эти материалы не только в чистом виде, но и в смесях с различными пигментами. Особое развитие искусство получило в период барокко, когда золочение стало неотъемлемой частью дворцового декора.
На Руси искусство сусального золота пришло из Византии в IX-X веках. Византийские мастера передали свои навыки русским золотарям, которые быстро освоили эту технику и начали создавать выдающиеся произведения. В XVII веке золочение получило дальнейшее развитие — согласно архивным документам, в 1722 году в Москве возле Варварских ворот работала целая фабрика "волочённого и плющенного" золота.
Технология производства сусального золота
Сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной от 0,1 до 0,25 микрометра. Для понимания масштаба — это настолько тонкие пластины, что при достижении необходимой толщины лист золота начинает пропускать свет.
Классическое сусальное золото изготавливается 960-й пробы, что соответствует 23 каратам. Именно эта проба закреплена российским ГОСТом 6902-2018 как стандарт для производства сусального золота. Традиционно в России для позолоты использовали червонное (красноватое) золото, в то время как в европейских странах предпочитали более светлые сплавы и сусальное серебро.
Процесс изготовления включает несколько технологически сложных операций. Золотой слиток размерами 20×5×1 см раскатывается в 30-метровую тонкую полосу, которая затем нарезается на квадраты. Каждый квадрат вкладывается между листами специальной бумаги в стопку, содержащую от 100 до 300 квадратов сусального золота. Далее стопка помещается под молот, и по ней наносится около двух тысяч ударов, пока каждый квадрат не расплющится в круглую лепёшку толщиной в несколько микрон.
Наиболее трудоёмкой операцией является отбивка — удары молотом нужно наносить с определённой силой и в строгой последовательности по каждому краю стопки и по центру. От качества этого процесса напрямую зависит равномерность толщины готового листа и сохранность позолоты.
Разновидности сусального золота
Современное производство предлагает несколько типов сусального золота для различных целей. Стандартная книжка состоит из 60 листов размером 91,5×91,5 мм, чего хватает примерно на половину квадратного метра золочения по ровной поверхности.
Помимо классического жёлтого цвета, производители предлагают:
- белое сусальное золото с серебристым оттенком
- красное золото с высоким содержанием меди
- зелёное золото с добавлением серебра
- лимонное и лунное сусальное золото
Различают два основных типа сусального золота: свободное и трансферное. Свободное золото отслаивается от страницы книги специальными инструментами и переносится кисточкой. Трансферное (закреплённое) золото крепится на вощёную бумагу и прилипает к поверхности как наклейка — золотой стороной лист придавливают к предмету, через некоторое время бумагу снимают, а золотой слой остаётся на поверхности.
Основные техники золочения
Существуют два основных метода золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).
Масляное золочение
Масляное золочение может применяться практически на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой и распространённый способ золочения. Название получил потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации позолоченного предмета.
Самый дорогостоящий лак мордан приготавливают из измельчённого янтаря. Покрытые таким лаком купола могут не тускнеть несколько десятков лет.
Клеевое золочение
Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы. Техника водного золочения остаётся практически неизменной с древних времен.
Полиментное золочение
При реставрации исторических памятников часто применяется полиментное золочение. Основным компонентом полимента служит глина. Полиментное золочение занимает больше времени по сравнению с другими техниками, и стоимость его выше, однако реставрация позолоты таким способом даёт зеркальный эффект.
Современное применение в интерьере
В современном дизайне интерьеров сусальное золото переживает возрождение. Согласно трендам 2024-2025 годов, декоративные элементы из жёлтых металлов — золота, латуни и бронзы — находятся на пике популярности. Золото и латунь хорошо сочетаются с белым, синим, серым, шоколадным и изумрудным фонами.
Сусальное золото применяется для декорирования:
- мебели и предметов интерьера
- рам для картин и зеркал
- люстр и светильников
- лепных элементов и молдингов
- дверных и оконных проёмов
В стиле барокко сусальное золото остаётся незаменимым элементом. Позолоченные молдинги, карнизы и декоративные накладки превращают любое пространство в образец царской роскоши. Использование в интерьере лепнины, покрытой позолотой, добавляет ему презентабельности и роскоши.
Профессиональная подготовка позолотчиков
Работа с сусальным золотом требует высокой квалификации и специальной подготовки. В России существует система профессионального обучения позолотчиков художественных изделий.
Обучение включает несколько уровней:
- 2-дневный ознакомительный курс "Профессия позолотчик"
- 3-месячный курс 200 часов с выдачей свидетельства о присвоении профессии и присвоением 2 разряда
- курсы повышения квалификации для позолотчиков с опытом работы
Программа обучения охватывает:
- историю возникновения техники золочения
- различные техники золочения
- золочение на различных материалах (металл, дерево, стекло, фарфор, гипс)
- технологии золочения
- реставрацию позолоченных предметов
Разряды позолотчика определяют уровень мастерства:
- 2-й разряд: начальный уровень
- 3-й разряд: самостоятельное выполнение несложных работ
- 4-й разряд: справляется с задачами средней сложности
Реставрация позолоты
Реставрация позолоты — особо сложная область, требующая глубоких знаний и опыта. При реставрации исторических памятников успех зависит от уровня мастерства реставраторов и строгого соблюдения технологии промывки, укрепления и восполнения позолоты.
Процесс реставрации включает:
- визуальные и лабораторные исследования
- взятие проб грунта с отделкой для определения типа золочения
- консервацию сохранившегося левкаса и старой позолоты
- восполнение утрат
- тонировку и завершающее покрытие
Реставрация позолоты на дереве считается особенно сложным процессом, поскольку древесина "дышит" и меняет форму. Важно выполнить работы так, чтобы изменение температурных условий не привело к осыпанию позолоты.
Религиозное и культурное значение
Золочение храмов имеет глубокое символическое значение в православной традиции. Золотой цвет куполов олицетворяет вечность и небесную славу, храмы с золотыми куполами традиционно посвящают Христу и великим церковным праздникам.
Представители Русской Православной Церкви подчёркивают, что церковное золочение составляет культурное наследие российского народа. Храмы, которые строятся сегодня, со временем будут признаны памятниками архитектуры.
Современные технологии и материалы
Наряду с традиционным сусальным золотом в современной практике широко применяется поталь — металлизированные листы небольшой толщины из сплава цинка и меди, покрываемые лаком. Поталь может имитировать не только золото, но также бронзу и серебро, имея при этом различные оттенки.
Преимущества современных материалов:
- более доступная цена по сравнению с настоящим золотом
- разнообразие оттенков и эффектов
- упрощённая технология нанесения
- хорошая устойчивость при правильном нанесении
Уход за позолоченными поверхностями
Правильный уход значительно продлевает срок службы позолоты. Для повседневного ухода каркас или предмет мебели можно аккуратно протирать от пыли лёгкой и сухой тканью, важно не давить и не тереть сильно.
При реставрации позолоты в домашних условиях рекомендуется:
- очистить поверхность мягким средством, избегая абразивных составов
- тщательно просушить детали — влага может испортить дальнейшую работу
- при необходимости использовать специальные ретуширующие материалы
Для устранения мелких дефектов существуют специальные материалы:
- мягкий воск золотого, серебряного или дукатного цвета
- ретуширующие маркеры на основе быстросохнущего тонированного лака
- краски в тюбиках для подкрашивания
Мировая практика и музейные коллекции
Искусство сусального золота развивается по всему миру. В Японии 99% золотой фольги производят в городе Канадзава, где сохраняются старинные традиции изготовления, начиная с XVI века. В Канадзаве даже существует специальный музей сусального золота, открытый мастером Такааки Ясуэ.
Крупнейшие музеи мира, включая Эрмитаж и Лувр, содержат в своих коллекциях множество предметов с позолотой. Эрмитаж насчитывает более трёх миллионов экспонатов, что в десять раз превышает коллекцию Лувра. Многие залы самого Зимнего дворца, включая знаменитый Гербовый зал, украшены позолотой, которая создаёт эффект постоянного солнечного освещения.
Экологические и регулятивные аспекты
Производство и применение сусального золота связаны с определёнными экологическими вопросами. Хотя само сусальное золото экологически безопасно, процессы добычи золота могут наносить существенный вред окружающей среде.
В России действует строгое регулирование оборота драгоценных металлов. С сентября 2024 года вступили в силу новые правила, ограничивающие сделки между физическими лицами с драгоценными металлами без соответствующих документов.
Натуральные красители в ремёслах
Вышивка бисером: создание уникальных декоративных элементов
Техника омбре в декоративных искусствах