Методы смешанных техник в декоративном искусстве

Матчасть

Смешанная техника в декоративном искусстве представляет собой комбинирование различных материалов, технологий и приёмов для создания художественных произведений. Этот подход позволяет мастерам выходить за рамки традиционных ограничений, обогащая визуальное восприятие через сочетание текстур, цветов и фактур.

Исторические корни и развитие

Использование смешанных техник уходит корнями в древность. Первые примеры комбинирования материалов обнаруживаются в культовых и декоративных объектах различных цивилизаций. В Древнем Египте мастера применяли интарсию — технику врезания пластин разных пород дерева в деревянную поверхность для создания орнаментальных композиций. Китайские ремесленники XII века создавали бумажные вырезки для украшения фонарей, окон и шкатулок, закладывая основы того, что позднее стало известно как декупаж.

Методы смешанных техник в декоративном искусстве

Византийское искусство демонстрировало высочайший уровень владения смешанными техниками при создании инкрустаций из мрамора, керамики, цветного стекла и металла. Эти работы отличались трудоёмкостью исполнения и высокой стоимостью, что делало их доступными лишь для храмового убранства и аристократических заказов.

В Средневековой Европе получили распространение техники, объединявшие различные материалы для достижения выразительных эффектов. Готические соборы украшались панелями с золотым листом, где тонкие листы золота тщательно прикреплялись к деревянным основам. Эта работа требовала специальных знаний о клеевых составах и последовательности нанесения слоёв.

Ренессансные инновации

Эпоха Возрождения стала периодом активного экспериментирования со смешанными техниками. Флорентийские художники, включая Филиппино Липпи, Мариотто Альбертинелли и Пьеро де Козимо, разработали методы сочетания темперы с масляными красками. Мариотто Альбертинелли в работе «Поклонение младенцу Христу» использовал темперу для создания насыщенных светлых пятен и тёплых цветов, поверх которых наносилась тончайшая лессировка масляной краской.

Техника смешанной живописи темперой и маслом предполагала три основных варианта исполнения. Первый — пропись начального слоя монохромными цветами с последующей проработкой деталей. Второй — полихромная проработка основы, где различные контрастные цвета темперной краски наносились уже в первом слое, создавая акценты света и тени. Третий вариант — работа по влажному слою краски, позволявшая добиваться плавных переходов.

После высыхания темперного подмалёвка его покрывали тонким слоем смеси льняного масла, лака и скипидара в равных пропорциях. Это запечатывало грунтовый слой и придавало темпере полную яркость и интенсивность цвета, что влияло на восприятие масляного надмалевка. Дальнейшие слои наносились в технике, аналогичной классической масляной живописи, с использованием лессировок.

Инкрустация и мозаичные техники

Инкрустация — от латинского «incrustatio» — представляет собой украшение изделий узорами из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации применяются мрамор, различные металлы, дерево, перламутр, поделочные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу, создавая богатую игру фактур и цвета.

Интарсия — разновидность инкрустации, при которой деревянные пластинки различных пород, отличающиеся текстурой и цветом, врезаются в деревянную поверхность. Отдельные элементы плотно пригоняются по кромкам, склеиваются и вкладываются в массив украшаемого предмета. В качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия. Лицевую сторону пластинок тщательно сглаживают и полируют, нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой.

Маркетри — техника инкрустации шпоном, при которой из тонких листов древесины создаются узоры, картины и декоративные панели. Процесс маркетри состоит из двух этапов: врезка по определённому рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы, затем облицовывание — нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.

Насечка представляет собой инкрустацию металлом по металлу, а также металлом по дереву, кости или рогу. Японская техника шибаяма предполагает вкрапление кораллов, перламутра, слоновой кости, драгоценных металлов и самоцветов в слоновую кость или дерево.

Коллаж и ассамбляж

Коллаж — от французского «collage» — техника, заключающаяся в вырезании фигур по контуру из различных материалов и прикреплении их к основе. В отличие от аппликации, в коллаже используются разнородные материалы, различающиеся по природе, цвету и фактуре: ткани и картон, холст и металлическая фольга, бумага различных типов.

Первым современным произведением искусства, признанным смешанной техникой, стал коллаж Пабло Пикассо «Натюрморт с плетёным стулом», созданный в мае 1912 года. Работа объединяла масляную краску, клеёнку, наклеенную бумагу и верёвку, создавая псевдотрёхмерный эффект. Жорж Брак создал первые коллажи исключительно из бумаги, использовав обои с древесным рисунком в серии угольных рисунков.

Влияние таких движений, как кубизм и дада, способствовало росту популярности смешанной техники на протяжении XX века. Анри Матисс, Жозеф Корнелл, Жан Дюбюффе и Элсворт Келли активно применяли эти методы. В 1920-х годах немецкий дадаист Курт Швиттерс прикреплял повседневные найденные бумаги и предметы всех типов к холсту, бумаге и картону, давая им новую жизнь. Его работы, отражавшие личные переживания, дали жизнь смешанному коллажу и ассамбляжу того времени.

Ассамбляж — техника визуального искусства, родственная коллажу, использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости подобно картине. Ассамбляж допускает живописные дополнения красками, металлом, деревом, тканью и другими материалами. Технику можно применять к фотомонтажам и пространственным композициям.

Декупаж

Декупаж — декоративная техника оклеивания и лакирования бумажных вырезок на различных поверхностях. Считается, что эта техника возникла в Восточной Сибири, где вырезки использовались в погребальных местах, затем распространилась в Китай XII века.

В конце XVII века декупаж проник в Европу через торговлю с Китаем, когда китайские лакированные изделия стали популярны в Европе. Венецианские мебельщики начали производить имитации, чтобы удовлетворить спрос. Эта работа была известна как «lacca contrafatta» — «поддельный лак». Отпечатки произведений искусства раскрашивались вручную, вырезались и наклеивались на предметы. Затем наносилось множество слоёв лака.

Богатые европейцы нанимали мастеров-живописцев для украшения мебели и интерьеров. Высокие цены и спрос на оригинальные работы привели к появлению имитаций. Копии картин мастеров вырезались, наклеивались на украшаемую поверхность и покрывались лаком, чтобы походить на оригинальные картины. Этот метод копирования дорогостоящих работ назывался «l'arte del povero» — «искусство бедных».

В XVIII и XIX веках техники лакирования и декупажа продолжали набирать популярность. Декупаж стал любимым занятием дам, особенно при дворе Людовика XV во Франции, где украшение небольших предметов и личных вещей было популярным времяпрепровождением. В викторианской Англии XIX века декупаж стал популярен среди высших и средних классов.

Энкаустика и восковые техники

Энкаустика — историческая техника живописи, при которой воск нагревается и используется для рисования. Энкаустическая краска представляет собой комбинацию пчелиного воска, пигмента и небольшого количества смолы. При подготовке красок восковые бруски прижимаются непосредственно к алюминиевой палитре и плавятся в готовые лужицы цвета.

Перед началом работы поверхность грунтуется слоем воска. Во время создания картины необходимо нагревать всё произведение каждый раз при добавлении слоя, чтобы сплавить новый слой краски с предыдущим и предотвратить их отслаивание после остывания. По завершении работы проводится финальное «выжигание», при котором всё произведение снова нагревается для обеспечения единого твёрдого куска толстого воска.

Энкаустика легко сочетается с другими техниками. Можно добавлять коллаж к энкаустическим работам, предварительно покрывая бумагу тонким слоем прозрачной энкаустической среды. Бумагу поднимают пинцетом, позволяя избытку воска стечь. Очень тонкие бумаги, такие как папиросная бумага, могут не нуждаться в предварительном вощении — их укладывают на поверхность и используют нагревательный инструмент для закрепления.

Чернила можно использовать с энкаустикой для создания энергичных линий, бледных размывок и текста. Рисовать, писать или печатать можно непосредственно на воске как финальный слой, или добавить энкаустическую среду поверх сухих чернил для создания бледной размывки и тонких линий. После высыхания чернил рекомендуется легко сплавить два материала.

Текстильные смешанные техники

Сочетание текстиля с другими материалами открывает широкие возможности для декоративного искусства. Вышивка может комбинироваться с живописью на ткани или бумаге. Можно сначала рисовать, затем вышивать, или наоборот — оба подхода дают различные визуальные эффекты.

Акварельные краски хорошо сочетаются с вышивкой на небелёном хлопковом муслине. Несовершенства этой натуральной ткани предотвращают растекание акварели. Можно экспериментировать с более толстыми тканями, такими как брезент, однако краска не будет растекаться далеко из-за сильной текстуры ткани и быстрого впитывания воды.

Акриловые краски можно использовать на загрунтованном холсте в сочетании с вышивкой. Прочность холста позволяет включать не только толстые слои краски и вышивку, но также найденные объекты и другие украшения. Текстильные краски, не изменяющие структуру ткани, применяются вместе с чернилами — ореховыми, суми и индийскими чернилами.

Батик с использованием техники резиста представляет собой метод окрашивания ткани с применением воска или других веществ для создания защищённых от краски участков. Пэчворк — техника шитья из лоскутов ткани — может комбинироваться с акриловой живописью для создания смешанных произведений, изображающих фигуры в различных платьях.

Аппликация — одна из древнейших техник декоративно-прикладного искусства, при которой вырезанные из ткани, кожи или бумаги детали нашиваются или наклеиваются на основу. В сочетании с вышивкой, шитьём и живописью аппликация позволяет создавать текстильные художественные произведения из материалов, доступных в окружающей среде.

Сочетание живописных материалов

Графические смешанные техники знают различные варианты сочетания пастели — сухой, твёрдой и масляной — акварели, гуаши, темперы, акрила и туши. Любая акварельная работа или работа гуашью предполагает создание на бумаге карандашного рисунка непосредственно перед началом работы водорастворимыми красками на том же листе.

Все водные краски — акварель, гуашь, акрил и некоторые виды темперы — можно смешивать между собой. Гуашь и акварель при смешивании с акрилом становятся более глянцевыми, а если акрила в смеси больше, красочный слой приобретает водостойкость.

Масляные краски нельзя смешивать с водными. Сами пигменты и наполнители смешаются, но из-за разницы основ получится неприятная по консистенции субстанция. Такой красочный слой может начать отслаиваться от основы или трескаться. Существует правило: акрил можно наносить под масло, но акрил нельзя наносить поверх масляных работ. Маслу для высыхания нужно «дышать», и акриловая латексная плёнка перекроет циркуляцию воздуха.

Современные подходы

Русские авангардисты начала XX столетия широко применяли смешанную технику. Художники этого направления стремились выйти за грани жанров и видов искусства, сочетая изобразительное искусство, поэзию и музыку, живопись и графику. Неоакадемисты конца XX века в России изучали смешанные техники в контексте преодоления формализма, воплощения стилистического разнообразия, метаморфозы форм и состояний.

Современная смешанная техника продолжает развиваться с появлением новых материалов, включая цифровые изображения, фотографии и природные объекты. Фотомонтаж — процесс создания составной фотографии путём вырезания, склеивания, перестановки и наложения двух или более фотографий — стал частью смешанных техник. Викторианская «комбинированная печать» XIX века, печать более одного негатива на одном листе фотобумаги, была предшественницей современного фотомонтажа.

Керамическая скульптура сочетается с деревом, металлом, стеклом и текстилем. Этот подход создаёт слой глубины и текстуры, труднодостижимый традиционными керамическими техниками. Сочетание гладкости глины с шероховатостью древесного зерна или контраст между различными материалами делает скульптуру выразительной.

Золочение — нанесение золотого или металлического листа — сочетается с живописью, смолой или декупажем для создания уникальных произведений смешанных техник. Золотой лист можно накладывать поверх окрашенной поверхности для придания металлического эффекта, встраивать в смолу для создания полупрозрачных украшений или комбинировать с другими металлическими покрытиями — серебряным или медным листом — для создания многоцветного эффекта.

Технические аспекты и материалы

Выбор материалов для смешанных техник требует понимания их совместимости и долговечности. Различные материалы требуют различных клеёв или фиксативов. Эпоксидные смолы, клеи и различные типы резин применяются для соединения разнородных элементов. Механические крепления — винты, гвозди, болты — используются для сборки объёмных композиций.

Обработка поверхностей включает окраску и техники финишной отделки, текстурирование и патинирование, изменяющие внешний вид материала. Масштаб и пропорции существенны для сбалансированных композиций, различные размеры создают визуальный интерес. Баланс и устойчивость в смешанных скульптурах требуют продуманного распределения веса.

Контраст и гармония достигаются через цветовые отношения, сопоставления текстур, взаимодействия форм и очертаний. Визуальный вес распределяется равномерно или намеренно несбалансированно для эффекта. Использование негативного пространства усиливает общую композицию, привлекает внимание к позитивным формам.

Тактильные качества — температура поверхности, твёрдость и мягкость, грубые и гладкие текстуры — вовлекают осязание зрителя. Пространственные отношения между компонентами создают глубину, иерархию переднего и заднего планов, направляют взгляд зрителя.

Методологические принципы

Экспериментирование составляет основу работы в смешанных техниках. Художники исследуют отношения между контрастными элементами, используя визуальный вес, негативное пространство и тактильные качества. Тематическая последовательность развивает узнаваемый стиль в нескольких работах. Предпочтения материалов и повторяющиеся мотивы устанавливают характерный подход мастера.

Композиционные стратегии включают исследование симметрии и асимметрии, фокальных точек и иерархии, ритма и повторения. Концептуальные основы информируют выбор материалов и поддерживают художественное послание. Влияние художественных движений — дада и сурреализма, поп-арта, арте повера — вдохновляет техники и выбор материалов.

Многослойность становится ключевым принципом смешанных техник. Наложение различных материалов и текстур создаёт визуальную глубину и богатство. Прозрачные слои позволяют нижним уровням просвечивать, создавая сложные цветовые эффекты. Непрозрачные слои скрывают предыдущую работу, но оставляют следы текстуры.

Процесс построения слоёв может быть аддитивным — добавление материалов — или субтрактивным — удаление, соскабливание, шлифовка для выявления нижних слоёв. Сочетание обоих подходов создаёт динамичные поверхности с историей создания, видимой в финальном произведении.

Практическое применение

В мебельном искусстве смешанные техники применяются для создания уникальных декоративных поверхностей. Комбинирование различных пород дерева в технике маркетри позволяет создавать сложные узоры и изображения на столешницах, дверцах шкафов, панелях. Инкрустация металлом, перламутром или камнями обогащает мебельные формы.

Настенные панно объединяют живописные, графические и объёмные элементы. Текстильные вставки комбинируются с деревянными рамами, металлическими деталями, живописными фрагментами. Использование найденных объектов — фрагментов механизмов, природных материалов, бытовых предметов — привносит дополнительные смысловые уровни.

Декоративная керамика сочетает традиционные керамические техники с включениями стекла, металлической проволоки, текстильных элементов. После обжига керамические изделия дополняются живописью, золочением, аппликацией из различных материалов.

Ювелирное искусство активно использует смешанные техники, комбинируя драгоценные и недрагоценные металлы, камни, стекло, полимеры, текстиль. Техника насечки позволяет инкрустировать металл по металлу, создавая контрастные узоры. Эмалевые вставки сочетаются с чеканкой и гравировкой.

Книжное искусство применяет смешанные техники для создания уникальных переплётов и оформления страниц. Кожа комбинируется с тканью, металлическими накладками, инкрустацией из различных материалов. Страницы украшаются коллажами, золочением, ручной росписью, создавая единое произведение книжного искусства.


Музейное дело Словарь художника Хендмейд Современное искусство Скульптура Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт Образование Психология Философия Лингвистика
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock