Галерея Артклуб Присланное участниками → Косовская керамика: ценное наследие, подаренное гуцулами Поделиться:

Подписаться на новости искусства





Выставки

Присланное участниками »

Косовская керамика: ценное наследие, подаренное гуцулами

В Ивано-Франковской области находится небольшой городок Косов, расположенный у подножия величественных Карпат. Наличие в этой живописной местности гончарной глины содействовало тому, что край стал центром гончарства. Многие декоративные изделия сохранились до наших дней не только в музеях Украины, но и далеко за её пределами.

История возникновения

Необычное искусство, словно эстафета передается из поколения в поколение. Особенно популярным на Гуцульщине считалось изготовление предметов быта, а именно тарелок, облицовочных плиток, ваз, подсвечников, колокольчиков и различных фигурок.

О развитии гончарства на Украине свидетельствуют документы и хроники, датируемые XVII веком. Остатки керамических изделий были найдены в Косове во время проведения археологических раскопок. В орнаменте преобладают геометрические и растительные мотивы. Важную роль в создании керамических изделий гуцулы отводили цветочной розетке.

Что качается рисунков, то они отличались удивительными замысловатыми узорами, ромбиками, разнообразными формами лепестков, наличием волнистых линий и орнаментальных полос. Весьма часто использовался метод штрихования крестом.

Особенности изготовления и росписи косовской керамики

Гончарство – сложное ремесло. Успех во многом зависит от знаний секретов обжига. Ведь огонь может испортить тонкую и кропотливую работу мастера.

Сюжетная роспись передает не только красоту живой природы, но и отображает наблюдения художника, его отношение к событиям, некую философию восприятия окружающего мира.

Создавая уникальные шедевры, мастер использует зеленый, желтый и коричневый оттенки. Цвета гуцульской росписи гармонично выделяются на белом фоне и контрастируют с ним. Реже использовался синий цвет, который олицетворял чистоту и небесную гладь горных рек.

Косовская керамика разительно отличается красотой силуэта и необычайной мягкостью и изящностью линий. Опытный мастер сначала занимается гравировкой, а затем – переходит к рожкованию. С этой целью применяется специальный старинный инструмент, который называется рожок. Сделав сложную работу, мастер покрывает роспись прозрачной глазурью.

Уникальная техника изготовления изразца

Прежде чем приступить к трудоемкому процессу, мастер занимается формовкой. Эту сложную работу лучше выполнять вдвоем. Один мастер делает на гончарном круге кольца для стенки румпы или изразца, другой – формирует пластинку с помощью специальной доски. После этого талантливые руки живописца приступают непосредственно к росписи изразца, дважды подвергая его обжигу. С этой целью используют цветную глину и наносят на сырой изразец. Затем с помощью шила мастер гравирует рисунок таким образом, дабы проступал более темный цвет глины.

Завершив трудоемкий процесс, некоторые элементы узора закрашивают ангобами, подвергают изразец обжигу, снова расписывают, заливают специальной глазурью и обжигают второй раз.

Косовская керамика сегодня

В настоящее время традиции гуцульского гончарства и росписи продолжают талантливые мастера, шедевры которых экспонируются на многих выставках Украины и за рубежом.

Керамика вошла в перечень объектов нематериального культурного наследия и находится под эгидой ЮНЕСКО.

Изделия, созданные гуцулами, олицетворяют красоту Карпатских гор, лесов и быстрых горных рек.

Роман и Владислава Коваленко



Производство картин ошибана
Вышивка бисером православных икон